ЗНАКОМСТВО С ЗАПАДНЫМ ПОБЕРЕЖЬЕМ.
Часть 1. Дорога к морю.
Наступил 2019 год, который преподнёс нашей семье много сюрпризов в основном печальных, за некоторыми исключениями. В подробности вдаваться не буду, но очередная поездка в этом году в Крым в гости к Джокеру с очень большой вероятностью могла бы и не состояться. Способствовала этому потеря мной работы в апреле, пришлось встать на биржу занятости. А самое основное — это серьезная проблема с моим здоровьем, которую необходимо было решать. Как говорил герой Ю.Никулина в кинофильме: "Когда деревья были большими". Жизнь она, как зебра полосами, то белая полоса, то чёрная, сейчас вот у меня чёрная. Взвесив все за и против я решил, что несмотря на все эти проблемы, наше путешествие обязательно должно состояться, чтобы наступила белая полоса в жизни. Кто знает, что нас ждёт впереди, ведь такой возможности поездки к тёплому морю больше может и не быть. И так, решено, в сентябре опять едем в Крым.
В этот раз наша команда состояла не из четырёх, а из пяти человек, это я Юрий с супругой Валентиной, наш сын Владимир и сестра жены Людмила с мужем Сергеем. В общем все те, кто путешествовал с нами ранее в последние годы, за исключением Владимира пропустившего два сезона. Автомобиль был заполнен довольно плотно, но салон нашего Флюенса просторный и поэтому три пассажира на заднем сиденье располагаются относительно комфортно. Неоспоримый плюс, что в этом году нас два водителя, поэтому есть возможность ехать до моря без ночёвки, а это существенно экономит время которое у нас ограничено 12 днями. Туристическим снаряжением мы обеспечены практически по максимуму, поэтому больше дополнительно ничего не покупалось и не изготавливалось. Подготовка к поездке заключалась в заправке 12 литрового газового баллона к плитке, замене масла в двигателе, осмотре подвески и тормозной системы автомобиля в гараже. Мойке кузова и чистки салона.
Закупка консервов, круп, макарон и прочего питания, так как многие кафе к середине сентября в кемпингах уже не работают. Да и самостоятельное без фанатизма приготовление пищи на скорую руку даёт существенную экономию денежных средств, это проверено на собственном опыте. Ну и почти полугодовое на тот момент отсутствие работы у меня, вынудило поджать бюджет поездки.
Ехать собрались в западный Крым, в Стерегущее на новую базу Джокера. В тех краях мы ещё не были и мне очень интересно ощутить разницу с ЮБК, куда постоянно ездили ранее. В отличие от меня интерес к степной зоне Крыма мои попутчики не разделяли, но после моего психологического давления на них довольно быстро сдались. Пришлось пообещать им, что если там не понравится, соберёмся и уедем в Южное побережье Крыма.
От дома тронулись в воскресенье 8 сентября в 7.00 утра. Навигатор выдал расстояние до конечного пункта в 1760 км и продолжительностью по времени в пути 22 часа. При выезде из Рязани заправились на Роснефти бензином под пробку. Дорога уже изучена за ежегодные поездки досконально, да и навигатор помогал своими бормотаниями не заблудиться при хитроумных развязках и в крупных населенных пунктах через которые мы проезжали. Так за разговорами в пути, незаметно добрались до Воронежа, а это 400 км, проехав который решили сделать санитарную остановку, размяться, заправиться и пообедать. Местом для этого выбрали крупную АЗС ЛукОйл. Эти заправки мне нравятся расширенным сервисом для туристов. А именно чистыми туалетами где практически нет очередей, кафе и зоной отдыха на улице. За столиками с навесом на свежем воздухе мы прекрасно пообедали своим бортпайком любовно приготовленный нашими дамами дома, уложеным в автохолодильник и ароматным чаем залитым в 2,5 литровый термос.
Люблю М4 за хорошее качество многополосного асфальтового полотна, которое в нынешнем году оказалось лучше чем в прежние годы, малое количество населенных пунктов, что значительно сокращает время в пути. Одно из исключений это Лосево, которое многие годы не сходит с уст автолюбителей . Пугали в этом году и Каменск-Шахтинским, где идет стройка моста. Но к нашему удивлению за всю поездку в сентябре мы не попали ни в одну большую пробку, даже в Крыму. Везде пролетели со свистом. Автотранспорта было значительно меньше чем в прежние годы, хотя российские СМИ во все фанфары трубили о рекордном количестве отдыхающих в Крыму. Думаю, что и Симферопольский аэропорт глобально не повысил число курортников. Мои выводы подтвердил Юра у которого в кемпингах не было аншлага как прежде, за исключением пары недель в августе. Считаю, что без собственного или прокатного транспорта на Крымских просторах делать нечего. Если конечно у вас не жмут карман тугие пачки денежных купюр или очень много времени, что бы пользоваться общественным транспортом. Ладно, что то я немного отклонился от темы дороги, итак продолжим.
Зять одолжил мне на время путешествия свой транспондер от Автодора, который я несколько лет всё собираюсь приобрести, да всё никак. Теперь он мне не нужен, на наши семьи хватит и одного. Очень полезная вещь для тех кто часто ездит по платникам, особенно в пик сезона. За пару поездок на Юг он окупается и существенно экономит время на пунктах оплаты. Я прямо балдел, когда без остановки мы проезжали коридор терминала и перед нами при автоматической оплате поднимался шлагбаум. Нужно только быть внимательным, потому, что впереди идущий автомобиль и заехавший в коридор для авто с транспондерами может не иметь такового или у него на счету закончились средства для оплаты и шлагбаум перед ним не откроется. А сзади уже его поджимают следующие автомобили, он включает задний ход, а выехать и освободить путь не может, так уже образовывается маленькая пробка. Хуже всего если этот автомобиль ещё и с прицепом, а его водитель не умеет ездить с ним задним ходом в узком пространстве. Таких горе ездюков довольно много. Вот вам и транспортный коллапс . Поэтому я всегда держу приличную дистанцию перед терминалом оплаты, что бы при внезапно возникшей проблеме безостановочного проезда не попасть в затор и иметь возможность успеть нырнуть в соседний свободный коридор. Вот так, тут тактика нужна, расслабляться не стоит.
В два водителя ехать на дальняк просто сказка. Менялись местом за рулём через каждые 5 — 6 часов, чередуя их с 10 минутными променажами для оживления затёкших частей тела, а так же проверкой креплений бокса, состояние сцепного устройства, прицепа и всего нашего автопоезда в целом. Ведь гружёные мы довольно прилично, а скорость на платниках временами достигала 130 км/час. Всё было чётко, как обычно ни один болтик подтягивать не пришлось. Ростов проехали уже в сумерках, около 8 часов вечера, а это 1000 км от дома, до Крымского моста нам осталось ехать 400 км, а до кемпинга 760. Поужинав на очередной ЛукОйл АЗС так же, как и в обед, нашим бортпайком, размявшись, двинули дальше. Ночлег решили искать в районе 23.00. Как обычно доехав до Кисляковской, свернули на Темрюк. Вскоре дорога стала однополосной и естественно скорость упала. В 11 вечера наши дамы попросили начать поиск ночлега, придорожный мотель. Владимир предложил ехать без ночёвки если пассажиры сильно не устали, а остановки для разминки делать чаще. До кемпинга осталось всего 600 км. На этом и порешили, только я всех предупредил, что если до места доберёмся ранним утром, охрана нас на территорию базы в часы тишины не пустит. Я не позвонил Юре и не предупредил его о такой возможности нашего раннего визита. Ведь мой расчёт был, что мы приедем во второй половине дня. Таковы правила которые необходимо уважать и соблюдать. Ну что же, решено, едем без ночёвки.
Через Тимашевск с его долбаным ж.д. переездом решили не ехать, хотя там ещё в 18 году соорудили хитроумный объезд, пользы от которого я тогда особо для себя не ощутил. Двинули другой дорогой, у Брюховецкой свернули направо и через Гречаную балку далее в Славянск на Кубани, по времени навигатор показал, что так быстрее. Сразу попали в какое то глухое захолустье, да еще почти ночью, в округе сплошная темень, нифига не видно, одни заросли и дорога не очень хорошая. Машин довольно мало, как то всё стрёмно . Километров через 30 начали появляться признаки цивилизации, это уже радовало, а то женщины начали волноваться и засомневались в правильности нашего маршрута. До Славянска видимо мы ехали совхозными дорогами, поэтому и окружали нас такие тёмные пейзажи. В начале второго ночи въехали в Темрюк. Серёга наш единственный курильщик попросил остановиться для перекура. Бедный Сергей у него наверно от никотинового голодания уже уши пухнут. Вышли из машины, а на улице сильный холодный ветер и это в городе, где вокруг дома. Погода явно менялась в плохую сторону, этого нам только не хватало.
Перед Крымом заправиться под завязку остановились на ЛукОйле в Старотитаровской. Следующая уже последняя АЗС на Кубани, будет километров через 20, около Тамани. В основном на ней все и заливают более дешёвое топливо перед мостом. Поэтому у колонок довольно большие очереди. Что бы не тусоваться там на шквалистом холодном ветру, а штормовой северный ветер разошёлся не на шутку, заправились мы чуть ранее. Было 2 часа ночи и машин оказалось не так много, как я предполагал.
Вскоре проскочили Крымский мост и въехали на территорию Крыма. Ёлки-палки, как тут опять за год всё изменилось, да тут целый автобан соорудили! Сразу вспомнилось, как в прошлом сентябре мы здесь после моста почти час стояли в жуткой пробке, а вокруг сновала дорожная техника. Теперь стройка Тавриды переместилась вглубь полуострова. Не доезжая до пос. Приморский, трасса уходит правее от побережья к Симферополю, это хорошо, теперь 15 километровой пробки в сезон перед Феодосией не будет. А если и будет, то её можно объехать. Вскоре мы свернули с Тавриды, наш путь лежал на запад через Джанкой частично местными совхозными периферийными дорогами. Вот тут то сразу почувствовали контраст между классным шоссе 21 века и залатанной зубодробилкой прошлого столетия. Я бы не сказал, что дорога совсем ужасная, на западном побережье есть и похуже. Нам не привыкать, у нас в Рязанской области таких дорог то же хватает. За лобовым стеклом была глухая ночь, так что кроме куска асфальта освещённого фарами мы ничего не видели. Попутные и встречные автомобили попадались крайне редко. Ориентироваться на местности помогал Яндекс навигатор, куда мы без него в наше время.
Сразу вспомнились такие поездки к морю 40+ летней давности, тогда рядам с водителем сидел кто то из нас и выполнял обязанности штурмана, держа в руках атлас автодорог СССР. Ночью правда в те годы мы никогда не ездили. Э-х-х-х-х ностальгия блин. За рулем была Вовкина смена. Поэтому я решил хоть немного поспать. Пассажиры на заднем сидении то же притихли и находились в полудремлющем онабиозе, водителя же, от сна отбивали периодические глотки из банки энергетика Red Bull.
Проснулся я когда начал пробиваться рассвет, как раз выезжали из Джанкоя. Здесь я был проездом последний раз в 1982 году. Тогда мне было 20 лет, сейчас 57, ощущаете временное пространство? В тот год с нами ездила моя подруга Валентина, а в последствии жена. Сейчас она Джанкой не помнит, да где там ведь у нас уже трое внуков, ну и я смутно помню, хотя кажется всё было совсем недавно. При Союзе мы ездили в Судак одним путём — через Харьков, Запорожье, Мелитополь, Джанкой, Симферополь, Белогорск, на запад не отклонялись. Ну да ладно, достаточно ностальгии.
До базы осталось допиливать последние 100 км, а это всего 1.5 часа. В общем после Ростова до Джанкоя мы проехали в полнейшей темноте, а это почти 700 км, поэтому всю центральную часть Крыма не видели, кроме освещённого куска дороги и обочины перед капотом, да фонарные столбы в населённых пунктах. Исключение составил ярко освещенный Крымский мост. Ничего 100%, что назад днём поедем, правда ещё не знаю какими дорогами. А там всё вокруг увидим. С рассветом стали проявляться унылые сероватые степные ландшафты вокруг, да прилично ушатаные в заплатках дороги. Мда-а, это не современный ЮБК, прямо совсем другая страна, цивилизация сюда пока не успела дойти. Ну вот и Стерегущее, к проходной кемпинга подкатили в 7 утра, в дороге мы были ровно сутки — 24 часа. Режим тишины в кемпинге закончится только через два часа в 9.00. Постучали в ворота, которые тут же чуть приоткрылись, и нашему взору предстал охранник Колян, знакомый нам ещё по базе Джокера в Коктебеле. Поздоровались. "А я вас помню по прошлому году" — произнёс он…